Основной момент, пожалуй, – понимать, что есть определённый возрастной период, когда ребёнку можно и даже нужно побыть «жадиной». У младенцев нет чувства собственничества, чаще всего они безразлично или с интересом наблюдают за тем, как другие дети берут их вещи, скажем, погремушку.
А 1,5-3 года — вот оно, время разгула жадности. Оно практически совпадает с возрастным кризисом «Я сам!», что доставляет мамам и папам немало хлопот. Ребёнок научается отделять себя от матери и остального мира и с удивлением и радостью понимает, что у него есть свой собственный мирок. Своя кроватка, кружка, тарелка, игрушки, свой уголок для игр. Это огромное завоевание для маленького человека, и он будет защищать его изо всех сил. Главное правило данного момента — поддержать. Хоть и звучит это странно, но – да, поддержать ребёнка в жадности, в том, что он имеет право не делиться, если не хочет.
Подчеркну: не настраивать специально, мол «это твоё, никому не давай!», но уважать право своего малыша не отдать товарищу свою лопатку, даже если тот сказал «волшебное слово».
Будьте рядом, вселяя в маленького человека спокойную уверенность в том, что он может распоряжаться своими вещами сам, как хочет. И что если он кому-то скажет твёрдое «нет» — мир от этого не разрушится. Не бойтесь вырастить из него эгоиста – эгоистами становятся совсем не поэтому.
Ближе к двум годам начинайте объяснять своему «жадине», что есть разные формы сотрудничества. Что можно не дать другу лопатку, но предложить ведёрко. Мотивируйте тем, что дружба – это здорово, что хочется помочь тому, кто плачет и так далее. Обучение компромиссам – дело очень трудоёмкое. Попробуйте показать малышам, как можно честно меняться игрушками. Как договариваться о времени (можно взять лопатку, пока мы катаемся на качелях). К сожалению, на эти коммуникации в стандартных детсадах и яслях обращают мало внимания, главным образом из-за того, что детей много, а воспитатель один. Поэтому обучение эффективному взаимодействию полностью ложится на плечи родителей.
Резюмируя: помогите своему ребёнку в этом сложном возрасте нащупать свои границы и научиться их отстаивать. Хитростям игр, в которые играют люди, он быстро обучится в социуме. А вот умение постоять за себя, за своё имущество, за свои взгляды закладывается как раз в эти годы и развивается в последующем.
После трёх лет можно начинать приучать ребёнка к щедрости. Для этого родители обращаются к играм, мультфильмам и сказкам на тему жадности, подают собственный пример. Если же в возрасте 6-7 лет ребёнок остаётся патологическим собственником, то это уже повод обратиться к детскому психологу, так как проблема, скорее всего, лежит глубже.
Что делать, если ребенок устраивает истерику
Нужно закапать капли в нос, пора собираться на занятия, время мультиков закончилось… Вы приходите с этой «радостной» вестью к своему малышу, а в ответ – истерика, слезы, крик и катание по полу. Вы в растерянности, смятении, чувствуете себя матерью не способной договориться со своим собственным ребенком, злитесь… Но ситуация от этого не меняется. И в следующий раз повторяется все то же самое.
Капризничает или ему плохо
Ко мне чаще всего подходят родители с вопросом о том, почему вдруг появляются истерики, капризы, протестное поведение у любимых чад. Конечно, такая бурная реакция малыша на любое ограничение его свободы может быть и неврологическим признаком. И если истерики продолжительные, ежедневные, если после истерики малыш закатывается, синеет, а вы не наблюдаете положительных сдвигов – обращаться нужно прежде всего к неврологу. Но бывает и так, что первые подобные реакции, которые, возможно, и имели неврологическую природу, но прошли бы с возрастом, были подкреплены реакцией взрослых и превратились в психологическую проблему.
Итак, что же можно назвать капризом? Нежелание ребенка соответствовать его возрастным возможностям. Проще говоря, если двухлетний карапуз не хочет самостоятельно одеваться – значит, он еще не дорос. Если четырехлетний ребенок отказывается одеваться – значит, он капризничает.
✽ Интересно, что овладение бытовыми навыками эффективно действует на формирование у ребенка воли и уверенности в себе. Если малыш уже умеет самостоятельно есть, одеваться, засыпать, позвольте ему делать это самому. Пусть он неправильно застегнет пуговицы или пронесет половину супа мимо рта, поддержите его. Ваш «дополнительный» труд (доделать, переделать, прибраться за ним) воздастся сторицей.
✽ Не бойтесь доверять ему и домашние дела. Ведь малыш чувствует (а вы можете это подчеркнуть), что, вымыв свою чашку и тарелку, помогая маме разбирать сумки или вешать белье, он становится взрослым – полноправным членом семьи, и он заслуживает уважения.
Почему случаются истерики
Для начала исключим ситуацию нездоровья ребенка, его плохого самочувствия, усталости (например, если настало время сна, любое требование может натолкнуться на протест), перевозбуждения, спешки. Своей истерикой малыш чаще всего показывает, что взрослый хочет его в чем-то ограничить, а он это ограничение принимать не намерен. Это естественно. Кто же из нас желает, чтобы его ограничивали? Но процесс взросления состоит именно в том, чтобы научиться себя сдерживать и делать то, что нужно, а не только то, что хочется. Так, в 3 года малыш уже может стерпеть и послушаться, если родитель говорит ему «нет», не разрешает смотреть мультик или не дает желанную конфету.
Конечно, это все нелегко, требует определенной тренировки. Ребенку, который только учится ограничивать свою спонтанность, свои эмоции, проще всего выразить протест истерикой. Особенно тому, который еще плохо владеет речью. А что же родители? А вот задача родителей – эту истерику стерпеть, спокойно принять удар на себя, по возможности разобравшись, в чем причины такой реакции.
Как вести себя родителям
На случай непредвиденной истерики полезно заранее составить План действий родителей во время истерики. Ведь когда она случится, спорить будет некогда и тактически неправильно. Такой план должен быть обсужден и согласован со всеми взрослыми, участвующими в воспитании ребенка, разумеется, в отсутствие самого малыша.
✽ С ребенком случилась истерика? Прежде всего, признайтесь себе, что это истерика. Да, она случилась. Но не потому, что вы плохая мать, а потому, что это такая точка роста вашего ребенка. Вспомните о вашем плане на этот случай.
✽ По возможности (если вы не находитесь на пешеходном переходе, паспортном контроле или на приеме у президента) оставьте ребенка в покое. Да, возможно, вы опоздаете туда, куда должны были успеть, но другого способа, кроме как переждать, у вас нет. Ребенок в этот момент не слышит аргументов, на любые физические действия (как утешения, так и наказания) будет реагировать только ухудшением.
✽ Разговаривать с ребенком в этот момент бесполезно. Лучше попробуйте оценить, что могло спровоцировать такое поведение. Если ребенок находился в так называемой красной зоне, то есть был голодный, уставший, перевозбужденный, постарайтесь в следующий раз избежать подобной ситуации (сменить темп, ритм или снизить требования к нему в момент спешки или усталости). Если же истерика произошла на ровном месте, то есть в «зеленой зоне», а ваши требования при здравом рассуждении оказались справедливыми, тогда проявите твердость.
✽ Итак, вы пришли к выводу, что ваши требования вполне соответствуют возрасту и способностям ребенка, а его истерика – лишь способ отстоять свое право быть маленьким. Дождитесь, когда ребенок успокоится и снова будет готов вас услышать. Теперь вы можете и пожалеть его, и сказать, что понимаете его реакцию.Объясните ему, почему он плачет, обсудите с ним все возможные причины такого настроения, скажите:
«Ты устал ? Да, я тебя понимаю, ты устал, ты такой умница, так много сегодня сделал, ты устал, но…..»,
« Да, я тебя понимаю, ты хочешь эту игрушку, но….»,
«Ты обиделся? Ты обиделся потому что мы не купили ту игрушку, которая тебе понравилась? Да, я тебя понимаю ты обиделся, но…»,
«Ты расстроен? Ты расстроен из-за того, что мы ушли, не досмотрев мультфильм? Да, я тебя понимаю, ты расстроен, но…..»).
✽ Ни в коем случае не отменяйте своего требования! Тихо и ласково, но твердо и настойчиво повторите свою просьбу. Пусть последует вторая эмоциональная волна, переждите и ее. Но своего требования не отменяйте. Иначе вы закрепите подобную реакцию: стоит только поскандалить – и мама уступит.
✽ Не стесняйтесь говорить ребенку о СВОИХ желаниях, например: «Подожди, мама сейчас не может поиграть с тобой, она готовит ужин», «Я не хочу быть волком, я уже была волком, давай теперь поменяемся ролями». Также обращайте внимание ребенка на состояние других взрослых: «Бабушка устала», «Ты обидел няню». К сожалению, умению различать чужие эмоции малыша нужно обучать как иностранному языку, ведь это умение от рождения не дается.
✽ Допустим, истерика застала вас в общественном месте. Не старайтесь как можно быстрее ее «ликвидировать». Конечно, вам будет казаться (и не без основания), что все окружающие, особенно незнакомые люди, осуждают вас. В нашем обществе есть стереотип, что ребенок плакать не должен. Но это всего лишь стереотип. Извинитесь перед окружающими людьми за беспокойство: «Простите, он расстраивается. Вы не переживайте, сейчас все пройдет. Это бывает». И действуйте дальше по плану. Увидя ваше спокойствие и уверенность, «сочувствующие» разойдутся.
Успокоился? Вот и отлично. Нотаций не читаем, не ругаем. Гораздо продуктивнее использовать сообщение о своих чувствах: «Я всегда очень расстраиваюсь (огорчаюсь, переживаю), когда мой сын падает на пол в магазине и кричит».
«Мифы» о детских истериках
«Плач травмирует психику ребенка». Травмируют, скорее, раздражение и злость матери. Если вы спокойно и ласково отказали ребенку, если уверены, что поступаете в его интересах (а не просто торопитесь) и совершенно правильно, то обиды вы никакой не нанесли. Да, ему неприятно. Но ведь зубы тоже больно прорезываются.
«Действуя наперекор ребенку, мы можем подавить его индивидуальность, сделать безвольным». Волевой человек – не тот, который делает, что ему захочется, а тот, который способен преодолевать трудности. Ребенок, привыкший к тому, что все его желания сразу выполняются, а препятствия разрушаются при первом же крике, не обладает волей. Ведь не всегда и не со всеми ему будет удаваться справиться посредством истерики. Если он не умеет терпеть и понимать желания других людей, скорее всего, ему будет трудно социализироваться в детском саду и школе. Такому ребенку будет трудно признать волю учителя, а это значит, что его обучаемость будет низкой.
«Если я буду выполнять все желания ребенка, то и он научится прислушиваться к желаниям других». К сожалению, закон обратимости в этом возрасте не работает. Ребенок просто не сможет сделать таких выводов.
Требования к малышу должны соответствовать его возрасту. К 3 годам ребенок:
✽ понимает «нет» и «нельзя» в большинстве случаев,
✽ слушается родителей, то есть делает то, что они просят, когда не устал и не перевозбужден,
✽ самостоятельно раздевается и с помощью взрослого одевается,
✽ собирает и складывает игрушки в соответствующее место,
✽ убирает за собой посуду после еды.
✽ чистит зубы, моет и вытирает руки и лицо, причесывается,
✽ убирает свои вещи (на нижнюю полку).
Всеми этими умениями ребенок овладевает постепенно, с вашей помощью.
Ну и если поведение вашего ребенка иногда сводит вас с ума, может мысль о том, что это скоро пройдет, вас утешит. Зато сейчас вы вместе с малышом закладываете основы для формирования его личности. Существует точка зрения, что если кризис трех лет протекает вяло, незаметно, то это может говорить о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности.
Вишнева Екатерина Александровна.
Детский психолог , ведущая программы «СКАЗКОТЕРАПИЯ».
О чем может рассказать рисунок ребенка?
Вы не задумывались, о чем может рассказать рисунок сделанный ребенком? Скорее всего, да! Ведь большинство родителей собирают рисунки детей и стараются догадаться, почему он воспользовался тем или иным цветом, почему нарисовал именно это. Зная правила расшифровки, мамы и папы многое могут узнать о фантазиях и потребностях своего ребенка.
Семья
Нарисованная ребенком собственная семья может содержать в себе множество скрытых «сообщений» из внутреннего мира малыша, которые родителям полезно уметь читать. Исходя из того, как изображена семья, можно сделать выводы о позитивных и негативных аспектах жизни крохи, влияющих на его развитие.
— Тот, кого малыш рисует в первую очередь, как правило, означает для него самую близкую и дорогую персону, члена семьи, с которым он себя отождествляет. Фигуры, которые нарисованы в середине листа – значимые для ребенка, главные в его жизни, занимают центральное место. К этому персонажу малыш испытывает самые яркие чувства: это может быть как любовь, так и страх, ненависть. Определить эти чувства поможет цвет и разрисовка персонажа. Красный, розовый, оранжевый, светло-коричневый, желтый – это теплая палитра цветов и у ребенка к этой фигуре такие же теплые, хорошие чувства. Синий, голубой, серый, сиреневый – холодные цвета. А значит и чувства, которые испытывает малыш – такие же. Черный, темно-коричневый, фиолетовый – тревожный цвета. Возможно, при изображении этой фигуры, рисующий испытывал волнение, необъяснимый страх.
— Изображенный с левого края член семьи тоже очень важен для ребенка.
— Если же малыш начинает рисунок с изображения самого себя, то можно говорить о склонности к нарциссизму и слишком сильной концентрации на собственной личности.
— Когда на рисунке отсутствует один и членов семьи, это может означать, что для ребенка этот человек как бы отсутствует – либо малыш действительно нечасто видит этого человека, либо же не хочет видеть и признавать его присутствие (например, младший братик, к которому он ревнует родителей).
— Если у одного из персонажей рисунка отсутствует та или иная часть тела, ребенок таким образом хочет сказать о проблемах в общении с этим человеком.
— Когда член семьи изображен в углу листа, отдельно от всех, то скорее всего, малыш хочет видеть его вне семьи. Если же этот персонаж рисунка – сам ребенок, то, возможно, в нем недостаточно уверенности в себе и он нуждается в постоянных стимулах и поддержке.
Отношения к нарисованным фигурам можно определить, анализируя детали одежды у нарисованной фигуры: у любимого человека на одежде много разных деталей. Это могут быть пуговицы, брошки, кармашки, цветочки, оборки. Также происходит приукрашивание его внешнего вида: корона на голове, королевский наряд, красиво уложенные волосы.
Можно с помощью рисунка определить и особенности общения ребенка с теми людьми, которые изображены на рисунке. Обратите внимание на прорисовку лица. Отсутствие какой-либо детали говорит об отсутствии этой функции при организации взаимодействия. Отсутствие ушей – неумение этих людей слышать и слушать ребенка, отсутствие глаз – недостаточность зрительных контактов. Если на рисунке у людей нет рук, это значит, что рисующий не акцентирует внимание на них: его не гладят, не ласкают, не прижимают к себе. Большие, огромные руки – наоборот, свидетельство рукоприкладства при воспитании. Большой величиной дети указывают на свой страх к этой части тела.
В любом рисунке следует обратить свое внимание на нажим карандаша или фломастера. Сильный нажим расскажет нам о силе напряжения ребенка, его избыточной энергии или тревоге.
Дом
То, как изображен дом на рисунке ребенка, может рассказать о степени безопасности, которую он чувствует в семье, и о его личности.
— Дом больших размеров демонстрирует характер малыша — экстраверта, способного легко заводить друзей и оберегать их. Обычно прорисован очень детально.
— Маленький домишка свидетельствует о довольно скромной, закрытой личности, но с очень развитым чувством семьи, родного очага и пр.
— Замок с башнями, подъемным мостом и крепкими стенами может означать две вещи: либо ребенок очень силен духом, чувствует себя способным на все и хочет продемонстрировать это окружающим, иногда даже в агрессивной форме; либо он ищет защиту и уверенность. Кроме того, такой рисунок может говорить о склонности ребенка жить в мире фантазии, его мечтательности и развитом воображении.
— Закрытые двери и окна – свидетельство трудностей, который испытывает малыш для самовыражения и общения с внешним миром. Если дверь при этом не имеет ручки, то малыш определенно очень застенчив и осторожен. Открытая дверь с ручкой, напротив, говорит о способности ребенка легко открываться новым отношениям и в принципе воспринимать любые новшества в жизни.
— Присутствие в нарисованном здании камина с выходящим из него дымком – символ семейного тепла, домашнего уюта.
— Всевозможные детали, такие как антенна на крыше и пр., являются очень позитивным знаком, так как говорят о наблюдательности ребенка, здоровом любопытстве, способности запоминать и обращать внимание на мелочи, интересе к окружающему миру.
Формы, контуры и манера рисования могут раскрыть очень многие стороны личности твоего малыша
— Если нарисованные объекты отличаются закругленной формой, ребенок – типичный экстраверт веселой натуры, легко находит общий язык с другими детьми, любит общение. Он щедрый, и окружающие любят его, поэтому у него много друзей. Он очень любопытен и нуждается в достаточной свободе в движении и действиях.
— Если рисунок отличается большим числом углов и ломаных линий, это может свидетельствовать о скромности и закрытости ребенка. Ему необходимо чувствовать себя защищенным. Иногда он демонстрирует нервозность и напряженность. Он выбирает и друзей, и игрушки с большой избирательностью.
— Если малыш начинает рисовать с середины листа, что делают в большинстве своем маленькие дети, это говорит об эгоцентризме, то есть о необходимости всегда привлекать внимание. Это абсолютно нормально для ребенка в возрасте до шести лет. Когда он старше, такая манера рисовать, скорее всего, означает определенное стремление ребенка к власти и руководству, за которым обычно скрывается недостаточная вера в себя.
— Если малыш начинает рисовать с правой стороны листа, это отражает его потребность в автономии, независимости. Он хочет чувствовать себя самостоятельным, чтобы не бояться расти.
— Если, напротив, рисунок начинается с левой стороны, малыш все еще нуждается в заботе и любви мамы, в постоянном присутствии родителей. Он пока не готов покинуть «ракушку» колыбели и дома. Не настаивай и не спеши, но осторожно стимулируй его к взрослению и помогай ему выработать доверие к окружающему миру.
Человечки
Знаешь, почему ребенок всегда начинает изображать человека в виде большого круга, словно он состоит только из одной головы? Потому что благодаря головке малыш может ощущать, чувствовать мир. Затем, как правило, рисуются ручки и ножки человечка: руки символизируют желание малыша познакомиться с окружающим миром, узнать его и жить в нем, а ноги – это своего рода символ «прочности» положения малыша в этом мире по его собственным ощущениям. Так, большие ступни, например, могут свидетельствовать о потребности в надежной опоре.
Важный символ детского рисунка – глаза. Они как отражение души и глубоко спрятанных эмоций: слишком большие свидетельствуют о скрытых страхах, а изображенные нетипично или же их отсутствие на рисунке может говорить о нервозности ребенка, импульсивности. Если ребенок всегда рисует большие глаза у одной и той же персоны, то, по мнению малыша, эта персона нуждается в помощи.
К трем годикам малыш уже научится прорисовывать туловище и различные детали человека – нос, рот, брови, пальцы на руках и ногах. Очертания тела могут рассказать об ощущениях малыша, например, угловая фигура может означать, что у ребенка проблемы в общении с другими детьми. Губы выражают настроение, уши – манеру восприятия окружающего мира. Следует отметить, что тщательно прорисованное тело с множеством деталей – признак демонстративности ребенка.
Не забывайте, что все приводимые трактовки довольно обобщены и каждый ребенок – это целый мир. Возможно, малыш обладает математическим складом ума и выраженным рационализмом, тогда он может изобразить членов семьи «по росту», а совсем не в зависимости от степени важности для него
Для того, чтобы точнее понять все, о чем может рассказать рисунок, можно поговорить с ребенком по его содержанию. Но если вы сами дополнительно расскажете ребенку, что означает его рисунок, он посчитает вас волшебником, который все знает и понимает.
Новогоднее слайд-шоу своими руками!
Наверняка вы видели у какого-то из знакомых красивое слайд-шоу из фотографий с музыкальным сопровождением, и думали, что сделать это невероятно сложно.
Хотя, возможно, и есть среди вас те, кто умеет уже создавать подобные вещи.
Кроме того, ведь скоро Новый год и будет интересно сделать такой подарок своим близким из их фотографий или просто красивых картинок.
Гузель Ахмерова -мастер по созданию слайд-шоу (и дважды мама) устраивает бесплатный онлайн- тренинг специально для мамочек
«Яркое слайд-шоу про ваших деток: как сделать самим?» , пройдет 20 ноября.
http://detipluss.ru/sv1.justclick.ru/ac2/7jQq40Uqv/441326/3447876/
Гузель утверждает, что прямо во время ее мини-тренинга каждый участник создаст свое слайд-шоу
буквально за 1 час.
Что очень радует, потому что, как правило,время ограничено и нужно столько всего успеть!
Тем более в предверии Нового года!
Записывайтесь , будем вместе творить красоту для наших детей и близких
http://detipluss.ru/sv1.justclick.ru/ac2/7jQq40Uqv/441326/3447876/
Для взрослых сказать при встрече «Здравствуй!», а прощаясь — «До свидания!» привычное дело. Просыпаясь, мы начинаем наш диалог с мягкого и приятного выражения: «Доброе утро!», а перед сном желаем: «Спокойной ночи!».
К сожалению, и это так неприятно на самом деле, некоторые взрослые забывают или не приучены с детства приветствию и прощанию.
Чтобы ваш ребенок никогда не попадал в подобную ситуацию и о нем не говорили, как о человеке не воспитанном, приучайте его хорошим манерам с раннего детства.
Чтобы процесс закрепления слов приветствия и прощания стал для ребенка легким и интересным, обличите его в форму игры. Для начала можно разыгрывать небольшие сценки с использованием его любимых игрушек.